ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Блог дмитрия евтифеева. Динамический диапазон и шумы

02.09.2017 15829 Тесты и обзоры 0

Компания Olympus, выпустив модельный ряд OM-D E-M10, предложила фотографам стильные, удобные и функциональные камеры. Но останавливаться на двух моделях компания не собиралась, представив Olympus OM-D E-M10 III.

Обычно камеры с приставкой Mark практически не отличаются от предыдущих моделей в линейке, получив лишь незначительные обновления.Справедливо ли это утверждение? Новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на свою предшественницу, но, несмотря на наследование многих черт и характеристик, набор функций был переделан. Давайте посмотрим сравнительную таблицу основных спецификаций.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор

TruePic VIII

Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Фокусировка 121 точка 81 точка
Серийная съемка 8.6 к/с 8.5 к/с

10 к/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Максимальное качество видеосъемки

4K 3840 x 2160 @ 30p

Full HD
1920×1080@60

Full HD
1920×1080@60

Тайм-лапс Да Да
Микрофонный разъем Нет Нет
Брекетинг по фокусировке Да Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет
Габаритные размеры, мм
Вес, г 410 390

Не сразу можно заметить разницу между OM-D E-M10 Mark III и E-M10 Mark II. Камеры близки по форме и габаритам, органы управления расположены на тех же местах и внешне не претерпели радикальных изменений. Тем не менее, различия всё же есть, главное из которых - существенным образом переработан интерфейс и система управления; снаружи этого и не заметишь. Переработанный выступ на передней панели для хвата стал изогнутым и чуть сильнее выдается из корпуса. Казалось бы, мелочи - однако, взяв камеру в руку, обнаруживаешь, что хват стал более удобным.

Среди компактных камер ОМ-D E-M10 III выделяется своим богатым набором элементов контроля настроек. Несмотря на миниатюрные размеры, на корпусе камеры нашлось место для двух дисков управления, а также для множества кнопок. Большие диски не только выглядят хорошо, но и значительно удобнее в управлении, чем раньше. Причем не сказали бы, что раньше были какие-то проблемы - это тот пример, когда всегда можно лучше.

По сравнению с E-M10 II, диски управления и кнопки в Mark III были немного переделаны. Они стали больше, а обозначения понятнее. Рифление на всех дисках стало чуть более узким, но эта разница не принципиальна. Два диска управления утратили черные вставки. Джойстик стал легче и понятней для быстрой настройки ключевых параметров без погружения в экранное меню.

Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Кнопка Fn2 - как была у E-M10 II, так и осталась программируемой, только раньше по умолчанию она включала управление светами и тенями, а сейчас - цифровой телеконвертер. Видимо, разработчики вполне разумно посчитали, что у фотолюбителя, который купил камеру с китовым объективом, возможность «приблизить» снимаемую сцену (по сути, увеличить масштаб вдвое) окажется в более высоком приоритете. В режиме просмотра кнопка Fn2 включает и отключает защиту снимков от удаления. Да выступе задней панели расположена еще одна программируемая кнопка, Fn1. По умолчанию она включает блокировку экспозамера и автофокуса.

Переключатель в левой части верхней панели стал более красивым, чем у E-M10 II, однако функции его остались прежними. Поворот на 90 градусов - камера включается. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» - и встроенная вспышка поднимается в рабочее положение. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.

Кнопка, которая расположена рядом с рычажком, изменилась - как внешне, так и по сути. Раньше это была программируемая Fn3, теперь - «быстрая кнопка», или «кнопка быстрого меню». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент. Опять же, об этом чуть дальше.В крайнем левом углу вы увидите новую кнопку «Быстрый вызов», которая позволяет пользователям перейти непосредственно к экрану соответствующих настроек, независимо от того, в каком режиме съёмки он находится. Например, в режимах AUTO, Scene (SCN), Advanced Photo (AP), и Art Filter (ART) при нажатии кнопки быстрого меню открывается графический дисплей, показывающий различные сцены, которые могут быть выбраны на сенсорном экране.

Расположение органов управления на задней панели E-M10 Mark III точно такое же, как у Е-М10 II. Однако на четырех навигационных клавишах, которые раньше были безымянными, теперь появились надписи, в соответствии с их функциями: ISO (вверх), Выбор зоны автофокуса (влево), Режим вспышки (вправо) и Режим затвора (вниз).

Интерфейс на Mark III имеет «обновленную» структуру и дизайн, аналогичные топовой модели OM-D E-M1. Конечно, с заметно меньшим количеством страниц и пунктов, что обусловлено как объективно более скромными функциональными возможностями любительской камеры по сравнению с профессиональным флагманом, так и сознательным стремлением разработчиков упростить работу с камерой. Внутрикамерное меню разбито на шесть разделов - Меню съемки 1 и 2, Меню видео (впервые в камерах младшей линейки видеосъемка вынесена в отдельный раздел - и это неудивительно, с учетом возросших возможностей камеры в этой области и появления режима 4К), Меню просмотра, Пользовательское меню и Меню настройки. Пользовательское меню обозначено пиктограммой шестеренки. В нем одиннадцать страниц, обозначенных буквами (иногда с цифрами расширения). Дизайн строгий, цветовое кодирование страниц, принятое во всех предыдущих камерах Olympus (кроме E-M1 Mark II), убрано.

Экран прежний: три дюйма, разрешение 1037000 пикселей, откидной, но он не может полностью переворачиваться для создания селфи. Классическое для Olympus решение, подобный экран ставится на все старшие модели компании. Дисплей очень яркий, обладает сочными цветами, сенсорный, с его помощью можно управлять большинством параметров и функций, как во время съемки, так и в просмотре. Прикосновением к экрану можно указывать камере область фокусировки, или даже одновременно выполнять спуск затвора. Когда включен (через меню) режим «Тачпад АФ», вы можете, глядя в окуляр видоискателя, движениями пальца по дисплею перемещать точку фокусировки, и это будет отображаться в видоискателе.

В режиме Live View на экран выводятся параметры съемки, сетка, гистограмма, виртуальный горизонт (в виде двух шкал, отражающих не только горизонтальное, но и вертикальное отклонение камеры); проблема только в том, что не все из этого можно совместить — увидеть на экране одновременно гистограмму и горизонт, например, невозможно.

Электронный видоискатель у E-M10 Mark III - очень качественный, его разрешение составляет 2.36 миллиона точек, как и у E-M10 II, как и у старших моделей OM-D (хотя увеличение несколько меньше, чем у них (0.62x против 0.74x у E-M1 Mark II и E-M5 Mark II). Картинка в видоискателе E-M10 III воспринимается достаточно большой.

Сама система автофокуса у Olympus OM-D E-M10 III изменилась. С 81 точки в Mark II было произведено расширение до 121 точки. Эти точки можно выбирать прикосновениями к экрану. Также доступен спуск затвора при выборе точки, как это реализовано в некоторых камерах смартфонов. OM-D E-M10 III может снимать со скоростью 8.6fps, до 22 кадров RAW в серии или 36 JPEG. Скорость падает до 3.8fps, если вам нужна непрерывная автофокусировка.

Доступна функция брекетинга по фокусировке. Она позволяет получить до 999 кадров с отличающейся по фокусу картинкой. Шаг фокусировки настраивается как исходная позиция - дальше камера сама сделает нужное число снимков с заданным шагом, делая их единой серией (до 10 кадров на высокой скорости, затем с паузами, буфер обмена невелик). Очень полезная функция при макросъемке, когда тяжело определиться с точкой фокусировки, автофокус не справляется, либо вы ведете съемку на объектив с ручным фокусом. Также все полученные кадры можно склеить в редакторе и получить снимок с большой глубиной резкости даже на открытой диафрагме.

Не изменилась система затвора. Компанию необходимому механическому с диапазоном выдержек 30-1/4000 составляет электронный с возможностью съемки с выдержкой вплоть до 1/16000. Помимо возможности снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду он дает бесшумный режим съемки. Но не только ультракороткие выдержки дарит нам E-M10 Mark III: в камере уже традиционно стоит 5-осевой стабилизатор, как на E-M5 и E-M1.

Как всегда, выделяются арт-фильтры, по исполнению которых с Olympus трудно тягаться. К списку из 14 фильтров, которые были на первой версии, добавилась новинка - Bleach Bypass («Пропуск отбеливания») в двух вариантах. Глубокой подстройки Арт-фильтров не предусмотрено, они всегда по большей частью используются «как есть». Однако почти всегда можно привнести относительно небольшие, косметические, изменения - включить «цветные фильтры» в монохромных режимах. или придать цветное окрашивание монохромному изображению. Можно использовать дополнительные эффекты - прямое и обратное виньетирование, добавлять рамку, размытие краев и так далее.

Конечно же, есть и самые различные дополнительные настройки: с помощью E-M10 Mark III можно автоматически клеить снимки с мультиэкспозицией, снимать time lapse, уникальная функция live composite, которая идеально подходит для съемки звездного неба, звездных треков, молний и фризлайта, внутрикамерная склейка HDR. Есть различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга (добавлен брекетинг по балансу белого). На месте и система, позволяющая вручную настраивать градацию светов и теней с помощью простейшей диаграммы.

В камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Подсоединение смартфона/планшета осуществляется за счет считывания QR-кода — без логина и пароля. Но еще более шустрая система, с NFC, пока еще обходит камеры Olympus стороной.

Самая большая модернизация в E-M10 Mark III по сравнению с его предшественником является добавление 4K-видео со скоростью до 30p, с потоком до 102 Мб/с. HD видео также доступно. Есть Slow Motion видео с частотой 120 кадров в секунду. При этом через меню можно задавать частоту кадров (50/25/24) и степень сжатия (SF/F/N). Но камера по-прежнему не имеет микрофонного входа и выхода на наушники, что автоматически лишает ее профессионального применения. Но для любительского видео ее возможностей, особенно в сочетании с потрясающим стабилизатором, хватит с головой.

Сенсор остался без изменений- это Live MOS стандарта Micro Four Thirds (физический размер — 17,3 х 13 мм, кроп-фактор — 2) разрешением 16 мегапикселей. Небольшим недостатком сенсора можно назвать высокий нижний порог светочувствительности, характерный для Micro Four Thirds - ISO 200 с возможностью искусственного расширения до ISO 100. По работе на высоких ISO сенсор также не относится к числу лидеров - рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600, выше шумы уже становятся навязчивыми, необходимо их давить. Но за счет стабилизатора сильно падает необходимость снимать на завышенных ISO. А вот процессор - нового поколения TruPic VIII, которые обеспечивает работу улучшений в камере.

Оснащение камеры отметим встроенную вспышку с ведущим числом 5,8, порты Mini USB и HDMI и слот для карт памяти SD, SDHC и SDXC. Без подзарядки можно сделать всего 330 снимков.

Резюме

Olympus OM-D E-M10 III - косметическое обновление одной из самых сбалансированных беззеркалок на рынке. Mark III производит впечатление достаточно мощного фотоинструмента с богатой функциональностью и дружественным интерфейсом. Прекрасная камера для фотолюбителя.

Общие замечания

В плане крепости конструкции и надежности сборки Olympus OM-D E-M10 Mark II меня порадовала. Это, конечно, не камеры начала 2000-ых, производства Японии, но на сегодняшний день вполне надежная камера. Несколько странной выглядит крыжечка отсека карты памяти+батареи т.к. она не подпружинена, как это обычно бывает. Или слишком слабая пружинка... Неудобно её выковыривать.

На задней стороне расположены управляющие кнопочки (пишу уменьшительно-ласкательно т.к. они очень маленькие). Кнопка «Menu», кнопка «Info», джойстик для перемещения по экрану.

Эти кнопки часто бывают нужны, т.к., например, только через меню можно включить такие функции как HDR или брекетинг. Через меню меняет формат файла и функции ЖК экрана.

С помощью джойстика можно перемещаться по снимку при просмотре (кстати, кнопка просмотра внизу и довольно маленькая и не особенно выпуклая), но левая кнопка джойстика почти вплотную к ЖК экрану — это неудобно.
Короче говоря проектируя миниатюрную фотокамеру, наверное, стоит задуматься о том, что эксплуатировать её будут не мыши, а вполне себе полноразмерные люди, которым гораздо удобнее будет, если кнопки будут выпуклые и их можно не только увидеть, но и нащупать. Это претензия далеко не только (и не столько) к беззеркалкам Olympus, но ко всем беззеркалкам вообще.

Есть такой тип пользователей беззеркалок, как люди старше 50-ти с не очень хорошим зрением в силу возраста (да что говорить и у молодых нынче не все впорядке бывает со зрением из-за засилья всяких гаджетов и ТВ). Они бы и рады использовать беззеркальную камеру, которая позволит избавиться от тяжелой и большой (субъективно) ноши в виде зеркалки, но как они будут высматривать эти микро надписи? Каждый раз очки одевать?
Я понимаю так, что конструировал эту камеру 20-летний парень, у которого зрение единица.

Видоискатель

Электронный видоискатель — отдельная тема для разговора. Я всегда против электронного видоискателя т.к. он показывает не натуральную картинку, а то, что может передать на сегодняшний день электроника. И хоть в Olympus OM-D E-M10 Mark II стоит ЭВИ на 2,36млн пикселей (что весьма много!), но в плане передачи цвета его нельзя считать идеалом, потому мне не очень понравилось, как он отображал результат работы поляризационного фильтра.

на снимке B+W ND-Vario

Учитывая, что у камеры есть стилизованная выпуклость под пентапризму, то почему бы не сделать ОВИ? Для его ценителей... Это, конечно, мечта..."Чем больше электроники — тем лучше!" современный маркетинг

Качество снимков

Качество (техническое) снимков зависит от нескольких факторов:

Характеристик сенсора / матрицы фотокамеры (разрешение, )
- объектива (разрешение, контраст, характеристики на разных фокусных расстояниях в случае зум-объектива)

Разрешение

Всегда скептически относился к камерам с большим кроп-фактором. По той простой причине, что есть предел уменьшения пикселя и достигается он весьма легко, после чего пропадает детализация и не спасает даже самый лучший объектив. И конечно же невозможность иметь сверхширокоугольный объектив нормального качества.

В Olympus OM-D E-M10 Mark II мы имеем кроп 2.0 и размер сенсора 17.3 x 13.0 мм. Это четверть от полного кадра 35мм и в ходе моих съемок я нащупал предел разрешения этой матрицы.
Здесь мы имеет плотность пикселей в 266 пикс/мм и это рекорд среди тех камер, что я знаю. Canon 5Ds даёт 242 пикс/мм, Canon 7D mark II даёт 243 пикс/мм.

Если бы Olympus сделал полнокадровую камеру, что её разрешение было бы 9310 х 6384 пикс, что соответствует 60 Мпикс!

На плотность пикселей я и полагался, когда снимал пустыню и каньоны и в целом мои надежды оправдались, но если кадры увеличить, то видно, что на 16 Мпикс они не «тянут». Детализация хорошая, но чуть увеличил и виден её порог.

Не думаю, что другой объектив вместо китового 14-42mm сильно улучшит ситуацию т.к. я и так снимал на диафрагмах F5.6-8, что нивелировало разницу между топовыми «стеклами», которые оптимизируются под открытые диафрагмы и бюджетными.

Мой вывод: Для фотолюбителя такого разрешения может быть вполне достаточно, но профессионалу любителю пейзажей мало. В следующий раз я бы хотел иметь камеру типа Canon 5Ds .

Динамический диапазон

Динамический диапазон у Olympus OM-D E-M10 Mark II вполне приличный, вопреки ожиданиям. Она вполне неплохо справляется как с недоэкспозицией, так и с переэкспозицией.

Пример недоэкспозиции и вытащенных деталей из теней.

Снимок с полным набором яркостей от белого до чёрного от черной ткани на рукавах куртки малыша до белого песка справа.

снимок не обработан

А если немного добавить контраста и резкости...

Очень прилично справляется со сценой с большим перепадом яркостей!

Теперь попробуем немного переэкспонировать...

Очень хороший результат для маленького сенсора.

К примеру телефон iPhone 4S с таким перепадом яркостей совсем не справляется. Это достаточно печально, потому что Olympus OM-D E-M10 Mark II не умеет клеить панорамы!

Если вы не читали предыдущую статью, с примерами снимков каньона, то я предвижу возгласы, что мол грешно сравнивать фотокамеру и телефон, но .
Программисты Apple очень хорошо поработали именно над этим моментом и на данный момент я не вижу смысла пытаться клеить панорамы беззеркалками с обычными объективами.

Шумы

Да, шумов достаточно. Но они меня не удивили, ведь такая большая плотность пикселей на столь малом по размеру сенсоре. Зато нет таких явных шумодавов, как на Фуджи.

Конечно, сильно будет влиять тёмное в итоге фото или нормально экспонированное. Это вы учтите при пользовании фотокамерами. Если у камеры нет сильных шумов на ISO 800 при нормально экспонированном фото, то при недоэкспозиции на ISO 800 и вытянутой хотя бы на одну ступень картина будет совсем другая. Это касается всех фотокамер. Важно, достаточно ли света попало на матрицу. Нет света — нет деталей из-за сильных шумов.

Вот фото, снятое с меньшей выдержкой (чтобы не было «шевелёнки») и затем вытянуто на 1.8 ступени в RAW конвертере.

Цветопередача

Цветопередача матрицы складывается из нескольких параметров:

Глубина цвета (физическая, а не виртуальная)
- качество АЦП
- баланс белого

Глубина цвета
Глубина цвета на Olympus OM-D E-M10 Mark II заявлена в 36 бит, т.е. 12 бит на канал. Не очень много с одной стороны, но в целом, на глаз, должно быть неразличимо от 48 бит, например. Важно тут скорее строение матрицы, сколько фотодиодов отвечает за зелено-жёлтый спектр, к которому наиболее чувствительны наши глаза. Матрица здесь типичная, байеровская, с упором на жёлто-зелёный спектр, так что проблем с цветопередачей в теории быть не должно (по крайней мере если не устраивать «лабораторные» тесты).

Качество АЦП
Качество АЦП при таких миниатюрных размерах сенсора может сыграть дурную шутку с любой матрицей т.к. приходится делать и качественно и не слишком дорого, что реализовать в миниатюрных масштабах намного сложнее.
Т.е. в теории такая высокая плотность пикселей должна давать потрясающую равномерность цвета, но не даёт ввиду технологических ограничений.

Баланс Белого
Казалось бы совсем виртуальный параметр из мира компьютеров, а не фотокамер, но часто ли мы вручную ставим Баланс Белого? Я снимаю, положим на iPhone и поражаюсь красивому синему небу (хоть и шумному) и бежевым скалам. Тут же поднимаю камеру Olympus OM-D E-M10 Mark II , делаю снимок и вижу, что скалы стали более жёлтые, а небо более циановым.
Где правда, брат?

снято на iPhone 4S

Мы можем спорить до хрипоты, что это не физическая характеристика камеры, но на самом деле это важный параметр. 99% фотографов снимают на автоББ (моя ). Потому и возникают часто баталии «Никон синит», а «кэнон краснит». На самом деле проблема в цветовых профилях этих камер и их интерпретации RAW конвертером.

Дело может дойти до того, что фотографу любителю категорически не понравится вполне качественная камера просто потому, что цвета из неё выходят какие-то не такие, как у соседа (с кэнон, например).

Объектив

Про объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1:3.5-5-6 EZ мне сказать особо нечего. Разрешение на закрытых диафрагмах у него нормальное, соответствует сенсору. В некоторых положениях зума он ловит блики довольно сильно, но в основном хорошо справляется с боковым светом. Нареканий в этом плане нет ни на объектив, ни на матрицу (например, в отличие от Fuji).

Если очень захотеть, то можно «запарить» любой объектив, а уж зум-объектив и подавно. Потому я в таких удачных условиях нашёл и его слабое место.

Зум на этом объективе электронный, достаточно создать небольшое крутящее усилие в определенную сторону на кольце зуммирования и объектив отработает. Мне больше по душе «мануальные» зум-объективы. В частности еще потому, что это довольно сильно расходует аккумулятор (о чём, кстати, предупреждают и в руководстве к камере). Соответственно «ручной зум» здесь тоже электрический и ничем не спасает от траты драгоценной электроэнергии.
Вот ведь люди... Знали, что ёмкости аккумулятора будет сильно не хватать, но еще и зум поставили только электрический, отделавшись строчкой в руководстве с предупреждением...

Работа от аккумуляторов

Это самое «слабое место» камеры Olympus OM-D E-M10 Mark II . Я поехал в поездку с одним аккумулятором, т.к. выезжал очень оперативно, да и камера была не моя.
На сегодняшний день покупая беззеркальную камеру не забудьте купить к ней чемодан аккумуляторов. Утрирую, но штуки 3 аккумулятора обязательно нужно купить сразу.
Иначе вместо полноценной съемки интересных сюжетов ваша поездка превратится в борьбу за утечку тока.

Начну я с того, что пользуюсь обычно зеркальной камерой Canon 5D mark II с батарейной ручкой. Бывает время от времени забываю её заряжать и мне удается отснять фотосессию на остатках заряда. Поминуя ранее использовавшуюся мной камеру серии 1D меня это ничуть не удивляет и я считаю это нормальным.
Я ни разу не забывал заряжать беззеркалку Olympus OM-D E-M10 Mark II , но розетки в снимаемой квартире были расшатаны и дети задели вилку. В результате по приеду на местность, когда я ахнув от красоты открывшейся мне картины потянулся за камерой, камера весело заминала мне надписью «Батарея разряжена».
Слов у меня не было. Мы ехали целый час в это место по жаре, чтобы остаться со открывшимся пейзажем наедине, без камеры. Понять меня может только фотограф-пейзажист.

Что же я сделал? Я отснял панорамы на iPhone 4S , насколько смог хорошо. После чего опубликовал фото в группе в Фейсбуке и пригласил туда всех желающих (мне нужно было собрать денег на поездку до этого места). Желающие разделили со мной стоимость поездки и всё оказалось осуществимо.
Парадокс, но спас меня телефон. Вот потому в следующую поездку я взял с собой не только Olympus OM-D E-M10 Mark II , который я 10 раз перепроверил в плане заряженности батарей (Тут тоже подвох, одна пропавшая частичка на значке батареи означает почти полную разрядку. Т.е. есть только два состояния индикатора батареи: камера полностью заряжена и камера полностью разряжена. Попробуйте определить текущий заряд с помощью интуиции или энергии космоса, если вы настоящий джедай), но и полностью заряженный телефон с панелькой-powerbank и мыльницу Canon IXUS, которую я обычно использую для подводной съемки.

набор для пустыни

— GPS Garmin 60 CSx
— «кенгурушка» т.к. днём очень жарко, а ближе к вечеру бывает весьма холодно и ветрено
— светофильтры всех мастей из которых самый полезный — поляризатор
— набор для чистки фотооптики от Carl Zeiss
— отражатель 80см от Falcon Eyes (на случай портетов)
— цифромыльница Canon IXUS (на всякий случай)
— мощный фонарь (1800 люменов, все весьма впечатлились вечером, когда стремительно стемнело. Можно сказать он стал спасением всей группы в тот раз)
— штативчик манфротто pixi (полезная и легкая вещь, особенно, в тёмное время суток. Ну и для селфи тоже:))
— рюкзак KATA (на все случаи жизни. в данном случае я туда положил камень из пустыни, завернув в полиэтилен. А то очень уж легко было:))

Итоги

По итогам могу сказать, что камера Olympus OM-D E-M10 Mark II весьма приличная получилась и я не пожалел, что взял её с собой. Да, можно было снять лучше на зеркальную камеру, особенно на ту же Canon 5Ds или что-то с большой плотностью пикселей и высоким общим разрешением. Можно было лучше снять и на Sony A7 II, A7R, A7R II с объективом ZEISS Batis 25/2 (а еще потребуется ZEISS Batis 85/1.8 для портрета!).

Но такие решения были бы намного дороже и на тот момент у меня их не было. Да и цель была конкретная — протестировать камеру Olympus OM-D E-M10 Mark II , любезно предоставленную мне Алексеем Литвиным, за что ему огромное спасибо!
Кстати, он продаёт свой Canon 1D mark IV , так что кому надо — обращайтесь ко мне, я ему передам.

С точки зрения шумов Olympus OM-D E-M10 Mark II шумит относительно сильно, потому использовать её желательно в солнечную погоду. Стабилизатор в камере работает неплохо. Может на Sony A7 II получше (по моим ощущениям), но здесь тоже неплохо!
Объектив я бы к Olympus OM-D E-M10 Mark II брать не стал. «Китового» зума более чем достаточно и вряд ли вы увидите что-то принципиально новое на супер-фиксе от Олимпус. А здесь уже закрыты самые полезные фокусные расстояния: 25мм (пейзаж) и 85мм (портрет).

На что еще обратить внимание — на вспышку. Встроенная вспышка очень слабая. Сильно рекомендую обзавестись какой-то хорошой выносной «накамерной» вспышкой, возможно от Canon и запускать её с помощью радиосинхронизатора (Olympus OM-D E-M10 Mark II позволяет это делать). Я если еще обзаведетесь складным софтбоксиком 60×60см, то чудо-портреты с природы «в вашем кармане».

Меня удивила столь объемная инструкция к камере — аж 167стр! Я с трудом её осилил и только ради ради обзора (чтобы не пропустить какую-нибудь важную функцию). Это еще один странный момент с этой камерой... Камера для любителей книг:)

Ну вот и всё. Остаемся с Вами на зимовку! :)
И передаём привет всем дахабчанам, которые будут праздновать Новый Год в Египте!

редкий кадр вырезан из видео, снятого на телефон — я фотографирую

P.S. Кто угадает что за фрукт/овощ на фото? :)

Бонус — исходные файлы с Olympus OM-D E-M10 Mark II

Есть ли встроенные «улучшатели снимка» в Olympus OM-D E-M10 Mark II

Я взял одно из своих фото, снятых на ISO 800 (редко снимаю на таком большом ISO) в формате RAW , открыл его в Adobe Camera Raw и поставил все настройки на ноль. Нет ни контраста из конвертера, ни повышения резкости или подавления шумов.

Тот же самый RAW файл я открыл в RAWDigger и сохранил Tiff . Открыл его в Adobe Photoshop и приложил к первому открытому файлу. Вот что получилось.

Компактная и лёгкая камера в рестростиле с возможностью записи 4K-видео, матричной стабилизацией, большим видоискателем, сенсорным наклонным дисплеем… и всё это за вполне разумную стоимость. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Будем искать недостатки, ведь без них не бывает. В любом случае, если сравнивать исключительно по характеристики, то многие конкуренты меркнут на фоне Olympus OM-D E-M10 Mark III. По сути, единственным прямым конкурентом со схожей стоимостью, массогабаритными показателями и функциональностью является только Panasonic Lumix DMC-GX85. Sony ILCE-6300 – дороже, не имеет матричной стабилизации и сенсорного дисплея, по многим параметрам схож, но дороже уже значительно. Где-то рядом ещё Fujifilm X-E3, но у него нет встроенной стабилизации, а цена гораздо выше. Разумеется, более дорогие конкуренты нацелены на опытного фотографа, тогда как целевая аудитория тестируемой камеры – это любители и начинающие.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица 4/3 дюйма, МОП
Эффективные пиксели 16,1 Мп
Всего пикселей 17,2 Мп
Фильтр нижних частот Есть
Байонет объектива micro 4/3
Процессор TruePic VIII
Размеры фотокадра 4608*3456
Формат фотоснимка RAW 12 бит, JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Размер видеокадра 3840×2160 (4K), 1920×1080, 1280×720
Формат видеофайлов MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Чувствительность ISO 64-25 600 с шагом 1/3 или 1 EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/4000 - 60 сек
Электронный затвор: 1/16000 - 60 сек
Режимы замера экспозиции ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
Коррекция экспозиции +/- 5 EV (1/3 ступеней)
Вспышка Есть (GN 8,2 при ISO 200)
Видоискатель Электронный видоискатель с разрешением 2 360 тыс. точек
Дисплей Поворотный сенсорный 3,0-дюмовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек
Носитель данных SD (SDHC/SDXC/UHS-I/UHS-II)
Разъёмы HDMI Type-D, USB Type-B (microUSB)
Дополнительно Wi-Fi 802.11b/g/n 2.4 ГГц
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS‑50 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 121,5*83,6*49,5
Вес, г 410 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Olympus со времён модели PEN E-P1 активно использует ретродизайн в оформлении своих камер. Изначально в данной стилистике выполнялись все модели, но с появлением премиальной линейки OM-D чистая классика осталась только за ней. Конечно, нотки ретро есть и в камерах современных моделей серии PEN, но и надпись «Since 1959» на их корпусе уже не смотрелась бы.





Новинка заключена в пластиковый корпус с небольшими алюминиевыми вставками. На первый взгляд премиальная серия и отсутствие в конструкции магниевых сплавов – это моветон. Но не будем забывать о стоимости камеры, которая уже в нашей рознице составляет около 800 долларов, т.е. соизмерима с такими любительскими аппаратами как, например, . Премиальных материалов нет, но всё равно камера выглядит отлично, да и качество сборки высокое. Кроме того, при работе с камерой на морозе пластиковый корпус гораздо удобнее и приятнее в работе, чем металлический. Из особенностей новинки стоит отметить чуть увеличившуюся рукоятку, которая облегчает работу с камерой одной рукой.

Спереди находится байонет объектива и светодиодная подсветка автофокуса. Сзади правее наклонного дисплея установлены клавиши блокировки экспозиции/фокусировки, входа в основное меню, смены режима отображения информации, удаления, перехода в режим просмотра, а также круглый многофункциональный 4-позиционный манипулятор с клавишей ввода по центру.

Сверху по центру установлена подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, а также пара микрофонов. Левее вспышки находится рычажок включения, который также является замком подъёмной вспышки, и клавиша вывода меню режима. В правой части установлен круглый селектор режимов съёмки, клавиши цифровой трансфокации и видеозаписи, а также пара дисков управления, в один из которых интегрирована клавиша спуска затвора.

Дисплей точно такой же, как и у предшественника – наклонный, сенсорный, с разрешением 1040 тыс. точек. Конечно, сейчас на рынке доступны камеры с гораздо большим разрешением дисплея, но все они значительно дороже нашего подопытного. Дисплей обладает большими углами обзора, поэтому визировать изображение легко даже при взгляде под острым углом. Яркость белого при стандартных настройках составляет 336,5 кд/кв.м, а если выкрутить яркость подсветки до максимального значения – 822,51 кд/кв.м, при этом яркость чёрного поля составляет 1,07 кд/кв.м. В общем, работать с камерой можно даже при падении на экран прямых солнечных лучей.

А вот сенсорное управление камерах Olympus оставляет желать лучшего. Оно есть, но его как бы и нет, особенно если сравнивать с главным конкурентом в лице Panasonic Lumix DMC-GX85. Управлять основным меню при помощи сенсорного дисплея нельзя, быстрое меню тоже доступно только при помощи физических клавиш, множественные касания не поддерживаются, поэтому масштабировать отснятый материал приходится через вызов сенсорного ползунка. Хорошо хоть жесты пролистывания фото поддерживаются. Из плюсов сенсорного дисплея можно отметить возможность плавного управления выдержкой, трансфокатором, диафрагмой и уровнем звука в режиме видеозаписи, а также возможность выбора точки фокусировки при визировании изображения через видоискателя. А ведь Olympus была пионером внедрения сенсорного управления в беззеркальных камерах, поэтому от каждой новинки ждёшь в этой области значительного прогресса, а его всё нет. И не стоит забывать, что камера в первую очередь ориентирована на новичков, некоторые из которых, возможно, кнопочного мобильника никогда не видели.

Меню предшествующих моделей OM-D E-M10 было чрезвычайно схоже с пользовательским интерфейсом старших камер премиальной линейки Olympus. В новинке меню значительно упростили. Кроме того, был добавлен «расширенный режим съёмки», который будет особо полезен именно начинающим фотографам. Дабы не утомлять описанием интерфейса, ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Все необычные режимы работы камеры вынесены в отдельный «Расширенный режим съёмок», переход к которому осуществляется при переводе диска выбора режимов работы в положение «AP». Тут находятся режимы съёмки с длительной выдержкой, мультиэкспозиции, HDR, беззвучный режим (электронный затвор), панорамная съёмка, режим коррекции трапециевидных искажений, а также режимы брекетинга экспозиции и брекетинга фокусировки. Последний режим особо оценят любители различной мелкой «предметки». Примечательно, что все перечисленные режимы не являются полностью автоматическим, и пользователь волен вводить массу коррекций в настройки, в том числе доступна съёмка в RAW. К слову, в режиме HDR съёмка в RAW тоже возможна, но только при выборе RAW+JPEG, тогда как съёмка исключительно в RAW в данном режиме невозможна.

Коррекция трапециевидных искажений в меню камеры



Как и все конкуренты, тестируемая камера оборудована модулем WiFi. Модулей Bluetooth и NFC нет. Впрочем, и без NFC настройка производится довольно быстро – достаточно установить на смартфона приложение Olympus Image Share и сфотографировать QR-код на экране фотоаппарата. При беспроводном соединении возможен просмотр отснятого материала и его пересылка на смартфон. Разумеется, предусмотрено и удалённое управление, причём поддерживается не только фото, но и видеосъёмка. Но в случае видеозаписи разрешение не может превышать 1920*1080 точек, качество понижается битрейт (до режима качества «Fine»), скорость потока – до 30 кадров в секунду. Во время удалённого управления задержка на экране смартфона практически незаметна. При удалённом управлении возможна настройка длительности выдержки, раскрытия диафрагмы, чувствительности, баланса белого, а также управление трансфокацией (при условии использования объектива с электрическим приводом) причём как в режиме фото, так и в режиме видеосъёмки.

Камера в работе

Длительность подготовки камеры к работе зависит от типа установленного объектива. С комплектным объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 первый снимок можно сделать лишь через 1,17 секунды после включения питания. Но тут нужно учесть, что объективу с моторизированным приводом требуется время для выхода в рабочее положение. При установке обычных объективов первый снимок можно сделать через 0,51 секунды после поворота рычажка питания. Далеко не рекорд, но неплохо.

Заявленная скорость серийной съёмки составляет 8,6 кадров в секунду, что подтвердилось во время измерений, причём камера вытягивает заявленную скорость как при использовании формата JPEG, так и при использовании RAW. Примечательно, что даже при активировании программных обработок либо шумоподавления скорость серийной съёмки не снижается, а это дорого стоит. В первую очередь это заслуга мощного 4-ядерного процессора TruePic VIII (стоит отметить, что во флагманской камере OM-D E-M1 Mark II используется пара таких же процессоров). При съёмке в RAW камера способна отснять серию на максимальной скорости длительностью 22 кадра, а при съёмке в JPEG – до заполнения карты памяти. Но для таких результатов придётся раскошелиться на карту памяти SD UHS-II, потому как при использовании даже самых быстрых карт SD UHS-I длительность серии составляет 10 кадров в RAW и 21 кадр в JPEG.

Автофокус в камере работает только в контрастном режиме, тогда как многие беззеркалки благодаря встроенным в матрицу фазовым датчикам способны работать в гибридном режиме. В камере предусмотрены разнообразные режимы выбора зон, в том числе имеется возможность выбора перемещением пальца по экрану при визировании через видоискатель, что весьма удобно. При и использовании комплектного объектива M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 камера смогла навестись на тестовом шаблоне за 0,36 секунды. Это неплохой результат, ведь, например, побывавший у нас на тестировании смог сфокусироваться только за 0,46 секунды. Но в тоже время нельзя не отметить, что камера зеркального типа в режиме Live View смогла сфокусироваться за 0,09 секунды. В плане чувствительности автофокуса ничего сверхъестественного – при тестировании камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,52 лк, что приблизительно соответствует уровню -2 EV. Тут современные камеры Panasonic впереди, ведь зачастую легко справляются с заданием при освещённости -4 EV, а в такой темноте даже глаза уже не помощник.

При ручном управлении зону фокусировки можно увеличить в 3, 5, 7, 10 и 14 крат, что позволяет производить наведение на объект съёмки даже в самых сложных условиях. Кроме того, имеется функция «фокус пикинга» с возможностью выбора одного из 4 цветов подсветки граней резкости. Данная функция будет полезна не только любителям мануальной оптики, но и для фанатов макро и предметной съёмки. Стоит отметить, что на беззеркалки Olympus через переходник без проблем устанавливается огромный набор советской дешёвой оптики, в том числе под байонет М39 для дальномерных камер (в случае использования объективов под M39 на камерах зеркального типа возможна только макросъёмка), которые на барахолках стоят вообще сущие копейки (2-5 долларов).

Установка экспопары возможна в режимах PASM, что является стандартом для подавляющего большинства системных камер. Зато в настройках режима работы экспозамера кроме стандартного трио (матричный, центрально-взвешенный, точечный) предусмотрены режимы «зона света» и «зона тени», которые являются фирменными особенностями камер Olympus. Кроме того, имеется возможность раздельной регулировки светлых, средних и тёмных тонов, что позволяет публиковать снимок без последующей обработки и даже без необходимости съёмки в RAW (разумеется, если требуется срочная публикация через смартфон). Экспозамер оказался довольно точным, и при тестировании ошибка экспозамера составила всего -0,1 EV, что практически невозможно заметить без сравнения с эталонным изображением.

По количеству настроек баланса белого тестируемая камера не уступает гораздо боле дорогим фотоаппаратам. Разумеется, предусмотрен набор пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка), автоматический режим с возможностью активирования функции сохранения тёплых тонов, а также ручной ввод цветовой температуры. В ручном режиме имеется 4 ячейки для хранения настроек, что в сравнительно недорогих камерах встречается нечасто.

Шумы

Максимальный уровень ISO значением 25 600. Минимальное значение чувствительности в стандартном диапазоне - ISO 200, расширенный диапазон также включает значение ISO 100.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера




При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Как видно на графике, при съёмке в JPEG, начиная с чувствительности ISO800 активируются алгоритмы скрытого шумоподавления. Нельзя сказать, что шумоподавление уж слишком активное, но при максимальном значении чувствительности разница достигает 5,7 дБ, а это практически двукратная отличие в уровне шумов.

Стабилизация

В камере имеется встроенный 5-осный стабилизатор с заявленной эффективностью 4 EV при тестировании по методике CIPA. Эффективность не самая впечатляющая, ведь для Olympus OM-D E-M1 Mark II заявлен выигрыш до 5,5 ступеней. Но неожиданно подопытный показал даже лучший результат. Возможно это связано с меньшим весом камеры, из-за чего руки меньше устают. Но даже без сравнения с флагманом результат кажется невероятным – 10 кадров из 10 чёткие уже при выдержке 1/6 секунды. В общем, компания Olympus в очередной раз доказала, что её стабилизаторы в режиме фото лучшие. На самом деле, затаив дыхание и замерев как истукан, можно получить кадр без смазывания при съёмке с рук на выдержках в несколько секунд, но подразумевает обычное использование камеры.

Вспышка

Вспышка в камере не особо мощная – ведущее число всего 8,2 при ISO200. Использовать её можно разве что для беспроводного «поджига» вспышек при синхронизации по световому каналу. Но зато настроек как для такой бюджетной малютки довольно много. Кроме возможности выбора режимов (синхронизация по первой или второй шторке, режим коррекции эффекта «красных глаз») предусмотрен делитель мощности (1/1,3…1/64). Разумеется, при использовании встроенной вспышки наличие делителя не актуально, а вот при установке накамерных спидлайтов – это уже плюс, ведь можно производить настройку, не используя меню внешней вспышки. Также предусмотрена функция настройки длительности скорости синхронизации, причём минимальная составляет 1/250 с, тогда как у главного конкурента – 1/160 секунды.

Тут также стоит отметить, что китайские производители уже освоили не только мануальные, но и TTL-вспышки для Olympus. У той же Godox есть отличное решение с ведущим числом 60 при ISO100, поворотной головой и встроенным модулем синхронизации по радиоканалу, причём всего за 110 долларов. Конечно, для флагмана это не актуальное предложение, но для сравнительно недорогой камеры – это отличное решение, которого ещё пару лет назад под систему Olympus просто не существовало, что заставляло многих потенциальных покупателей бюджетных камер смотреть в сторону системы Canon (у бюджетных Nikon почему-то до сих пор при работе с внешней вспышкой функциональность существенно урезана), под которую китайские TTL-вспышки появились уже достаточно давно.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Сравнительно недорогой фотоаппарат с множеством бонусов вроде матричной стабилизации, которая работает в том числе и в режиме видеосъёмки, вдобавок ко всему ещё умеет записывать 4K-ролики. Но чуда ожидать не стоит – что в режиме FullHD, что в режиме 4K представление цвета только 8-битное, а цветовая субдискретизация 4:2:0. Но зато есть возможность записи в режиме 1080/60p. Разъёмов подключения микрофона и наушников нет. Для записи качественного звука можно воспользоваться внешним HDMI-рекордером либо диктофоном. Тайм-коды, камера, разумеется, не поддерживает, но синхронизировать звук при последующей обработке видео можно банальным хлопком в ладоши вместо “киношной” хлопушки-нумератора. В общем, выкрутится можно. Примечательно, что режим «фокус пикинг» при видеосъёмке работает. Неопытным операторам можно полностью довериться автоматической фокусировке, ведь она работает корректно и незаметно, что приятно радует. Стабилизатор в режиме видеосъёмки безошибочно определяет режим панорамирования, поэтому никаких рывков при вертикальной и горизонтальной проводке не проявляется. Да и вообще стабилизатор работает образцово.

Пример видеозаписи 4K (3840*2160 точек)

Пример видеозаписи 1080/60p

Пример видеозаписи 1080/30p

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор BLS-50 ёмкостью 8,7 Вт*ч, то есть такой же, как и у предшествующей модели. Длительность автономной работы при тестировании по стандарту CIPA выросла с 320 до 330 кадров. Вероятнее всего новый процессор оказался немного экономичнее, ведь мощность встроенной вспышки, дисплей и аккумулятор, которые напрямую влияют на длительность автономной работы, остались неизменными. При обычном повседневном использовании аккумулятора хватает на 350-400 кадров. Если же не забывать выключать камеру, то на полтысячи можно рассчитывать смело, что является очень хорошим результатом для компактной беззеркалки. Но всё же камеры зеркального типа тут далеко впереди. Зарядка аккумулятора от USB-шины/зарядки не поддерживается, поэтому пополнить заряд от мобильного аккумулятора можно только при помощи разнообразных китайских переходников, что не слишком удобно.

Заключение

Камера понравилась, причём очень. Конечно, без недостатков не обошлось, но даже у флагманских камер их предостаточно. Olympus OM-D E-M10 Mark III – это замечательный мобильный и, что важно, многофункциональный инструмент за разумную стоимость. Он невелик и лёгок, поэтому прекрасно подходит для стрит-фото. Благодаря великолепному 5-осевому стабилизатору он способен делать кадры без смазывания на огромных выдержках в несколько секунд, что позволяет использовать минимальные ISO даже ночью. То есть в условиях слабой освещённости получать уровень шумов и динамический диапазон соизмеримый с дорогущими флагманскими зеркалками, которые в таких условиях просто вынуждены использовать высокие значения чувствительности. Функция брекетинга фокусировки позволяет использовать камеру для предметной и макросъёмки. Кроме того, камера способна записывать 4K-видео неплохого качества. Вдобавок к этому имеется видоискатель и наклонный сенсорный дисплей, что добавляет удобства. В общем, полный набор за цену бюджетной зеркалки.

Минусы:
– материалы корпуса на премиальную серию не тянут (но зато пластиковый корпус на морозе удобнее);
– нет разъёмов под микрофон и наушники;
– слабо развита система сенсорного управления;
– чувствительность автофокуса ниже, чем у главного конкурента из лагеря Panasonic;
– нет возможности зарядки аккумулятора от USB-шины/зарядки;
Плюсы:
– дизайн и эргономика;
– малый вес;
– поддержка карт формата SD UHS-II;
– Возможность сенсорного выбора точки фокусировки при визировании через видоискатель;
– функция брекетинга фокусировки;
– функция удалённого управления с возможностью съёмки видео;
– великолепный 5-осный стабилизатор;
– поддержка записи 4К-видео;
– длительность автономной работы (в сравнении с основным конкурентом).

Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

В 2012 году, второй на в 2013. Я вижу, что от года к году эти аппараты значительно эволюционируют, поэтому я с удовольствием принял приглашение поехать в Прагу для того, чтобы протестировать новый Olympus OM-D E-M5 Mark II.

У этого фотоаппарата есть два основных отличия от конкурентов: уникальная пятиосевая система стабилизации, которая позволяет снимать с рук в темноте на длинных выдержках резкие карточки, и возможность делать кадры по 40 мегапикселей, не смотря на то, что матрица всего 16 мегапикселей. Как? Ответ под катом...

Вообще, я сразу признаюсь, что я не мастак писать обзоры про камеры. В Праге я был вместе с известным журналистом Дмитрием Крупским, который как раз на них специализируется, так что, если вы хотите прочитать детальный и легко написанный подробнейший отчет о камере, то вам сюда .

Я же больше расскажу об эмоциях, которые вызвал у меня этот аппарат, но, сразу хочу оговориться, что я сравнивал его с моим Никоном D4, так что может это и не очень честно, так как они находятся совершенно в разных весовых и ценовых категориях.

1. Эргономика

После огромного Никона этот, конечно, ничего не весит. Если прицепить к нему большую линзу, то баланс камеры нарушается, но, из-за общего маленького веса, это не мешает.

Очень удобен экарнчик, который можно развернуть и отодвинуть. Можно запросто делать интересные снимки с низкой точки съемки или подняв фотоаппарат над головой.

Кнопки управления достаточно понятны и удобно расположены. Фотоаппарат шибко умный и можно каждую кнопку, коих достаточно, запрограммировать под себя.

Из неудобств: мне было не очень удобно включать/выключать фотоаппарат (кнопка находится слева и чтобы его включить, нужна вторая рука). Еще у меня иногда сбивались настройки, так как во время носки его на плече, я задевал колесики настроек, которые крутятся слишком легко, и сбивал их.

В остальном вопросов не возникло. Я довольно быстро привык к управлению.

Еще камера заявлена, как брызгозащищенная. То есть под воду ее лучше все же не опускать, но в сильный дождь можете снимать без проблем.

2. Стабилизация

У камеры пятиосевая стабилизация. Эти оси: вправо/влево, вверх/вниз и 3 оси кручения фотоаппарата (см. стрелочки на картинке). Система очень продвинутая и благодаря ей позволяет делать резкие снимки даже при плохом освещении. Олимпус считает это главным прорывом и главной фичей своей новой камеры. Сложно с этим не согласиться.

Мы много снимали в темноте. Да, практически все! Примеры кадров есть в конце поста.

3. 40 мегапикселей

Это интересный режим, но работает только со штатива и пригоден для фотографирования статичных объектов. Камера делает 8 снимков подряд со сдвигом на поппикселя каждый. После этого картинку склеивает и получается 40 мегапикселей. Поэтому без штатива получается размазня.

Интересная идея и реализация. Фотографии получаются очень четкими и резкими. Пойдет для фотографирования предметки и пейзажей в безветренную погоду. Примеры фотографий есть в конце поста.

Вор один лишь пример. Это кроп из большой фотографии, которая показана в правом нижнем углу. Обратите внимание на количество деталей:

4. Видео

С этой системой стабилизацией уже не нужны стэдикамы, гиростабилизаторы и прочие системы стабилизации. Мы сняли небольшой ролик. Каждый в нашей группе побыл в роли видеооператора. Я, например, бежал за главными героями по туннелю, где до нас бегал Том Круз в одной из серий Миссии Невыполнима. Не все куски в ролике сняты нами. Те, что в Праге на мосту - снимали без нас, чтобы получилась интересная история. Суть в том, что любой неподготовленный человек, может взять эту камеру и снимать классные видеозарисовки.

Особенно обратите внимание на момент, когда камера "выходит" из машины. Снимали следующим образом: один человек вначале ехал в машине и снимал, а когда машина остановилась и водитель начал выходить, он просто передал ее в руки человеку на улице и тот продолжил снимать кадр.

Обратите внимание на то, что камера почти не трясется. Это работа стабилизатора. Все кадры снимали с одного дубля& Смотрите в HD:

5. Рисование светом

В фотоаппарате куча функций, пресетов, процессов и всего, что пожелаешь. На мой взгляд даже слишком много. Фотоаппарат не должен брать на себя функцию лайтрума.

Отдельно хочу рассказать про фишку съемки рисования светом. Если раньше световые картины надо было снимать в абсолютно темных условиях, то сейчас это уже не обязательно. Фотоаппарат делает серию кадров. Он запоминает первый кадр, а из каждого последующего берет только новые светлые участки и накладывает их на предыдущие.

Помню на Мальдивах я заставлял семью сидеть по 30 секунд неподвижно, пока сам судорожно бегал сзади с фонариком и рисовал слово Мальдивы. Естественно, за 30 секунд они размазывались. Здесь мы снимали кадр 5 минут, но человека в кадре осветили один раз, так что он получился абсолютно резким.

в конце поста еще несколько удивительных картин, нарисованных светом.

6. Батарейка

Тут, конечно, полный провал. Не знаю, как в остальных беззеркалках, но батарейки хватает часа на 4 всего. То есть, надо брать с собой на день как минимум одну, а лучше 2 запасные батарейки.

7. Аксессуары.

К камере будет доступна полная линейка аксессуаров, начиная от подводного бокса и вспышки, до огромного количества сменной оптики.

8. Качество снимков

Я вначале все снимал в raw-формате и, по привычке, хотел все фотографии обработать, но столкнулся с двумя проблемами. Во-первых, камера еще слишком новая и Lightroom не понимает ее файлы и не может их импортировать. Во-вторых, если я покажу обработанные фотографии, то это будет не очень честно.

Поэтому все фотографии в этом и следующем посту - это джипеги, полученные напрямую из камеры, без какой-либо обработки (я всего лишь кое-где поправил горизонт).

Смотрите и судите сами

7. Выводы

Фотоаппарат Olympus OM-D E-M5 Mark II - это безусловно прорыв в беззеркальных фотоаппаратах, но по качеству снимков он пока не дотягивает до fullframe зеркалок, так что решайте сами, что для вас важнее - вес и удобство или качество картинки.

Ну а теперь, собственно, примеры фотографий.

Режим 40 мегапикселей. Снято со штатива. Книжечка была очень маленькой по размеру. Если полностью увеличить кадр, то можно с легкостью читать, что в ней написано:

1.

2.

3.

4.

Все снимали сто штатива:

5.

А это рядом висело. Вообще Olympus сравнивает себя с Sony и Fuji, а к Кэнону и Никону относится пренебрежительно, как к не придумывающим ничего нового и проигравшим сражение. Тут, я, конечно, с ними не согласился:

6.

Момент съемки фильма. Как раз, когда камеру передавали:

7.

А это кадр, сделанный во время съемки видео. У него другой формат:

8.

В этих туннелях бегал Том Круз в Миссии Невыполнима:

9.

Яркий прожектор в конце туннеля. Картинка была очень красивой:

10.

По этому туннелю я бежал с камерой на вытянутой руке за героями ролика. Надо признать, что картинка почти не трясется:

11.

А тут камера не успела перестроиться на быстрое движение и актер немного размазался:

12.

Мы снимали на старой водонапорной станции. Она уже давно не работает, но все механизмы остались:

13.

В одной из комнат выставили свет, напустили тумана для объема и предоставили в наше распоряжение двух моделей:

14.

15.

16.

Снимали в двух локациях: наверху, где было посветлее, и внизу, в свете тусклых фонарей. Тут камера не очень хорошо справилась с заданием. Лицо все выжжено, тени провалены. Но при этом картинка резкая, хотя выдержка всего 1/13 секунды. Это работа стабилизатора:

17.

Тут получше. Здесь я использовал экспокоррекцию -2,3 стопа, чтобы вытянуть фактуру на лице. Тени при этом ушли безвозвратно:

18.

Вернулся наверх:

19.

20.

21.

22.

Общий вид комнаты со световой схемой:

23.

Самым зрелищным было рисование светом. Всех выстраивали в шеренгу со штативами и выдавали шапки - в подвалах было прохладно:

24.

25.

26.

27.

Рабочий инструмент художников:

28.

29.

30.

В следующем посту я покажу фотографии с прогулки по Праге, сделанные на этот фотоаппарат, так что вы сможете оценить качество картинки в обычных городских условиях. Stay Tuned!