ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Включение NVIDIA SLI на любых материнских платах, детальное руководство. Как настроить технологию Nvidia SLI Как настроить sli в любых приложениях

Экстенсивность и интенсивность – вот два ключевых понятия развития прогресса человечества. Экстенсивный и интенсивный пути развития общества, технологий, да и всего человечества в целом сменяли друг друга на протяжении многих веков. Примеров тому много во всех сферах хозяйственной деятельности. Но земледелие и скотоводство нас сегодня не интересуют, нас интересуют информационные технологии и компьютеры. Для примера, кратко рассмотрим развитие центральных процессоров.

Не будем углубляться в далекие 80-90-е, начнем сразу с Pentium 4. После продолжительного интенсивного развития технологии NetBurst, наращивания «стероидных» мегагерц, индустрия уперлась в стену – дальше «разгонять» одноядерные процессоры оказалось очень сложно и, что бы получить еще более мощный процессор, необходимы большие затраты. И тогда появились двухъядерные процессоры – экстенсивное решение проблемы. Вскоре и они перестали обеспечивать нужную производительность, и появляется новая архитектура Core, которая при меньших тактовых частотах дает большую производительность – интенсивное решение проблемы. И так будет продолжаться далее.

А что же происходит с развитием второго компонента, немаловажного для любителя зрелищных игр на ПК – видеокартой? А происходит тоже самое, что и с процессорами. На данном этапе развития, одночиповые видеокарты уже не могут обеспечить требуемую производительность. Поэтому обе лидирующие компании рынка видеокарт (NVIDIA и AMD) разрабатывают и активно внедряют собственные технологии увеличение производительности видеосистемы путем объединения двух, трех, и даже четырех видеокарт в одном ПК. В данной статье мы рассмотрим первую компанию (так как именно она представила свою разработку первой) NVIDIA и ее технологию SLI.

Что такое технология SLI?

Технология NVIDIA SLI - это революционный подход к масштабированию графической производительности путем объединения нескольких видеокарт NVIDIA в одной системе.

История

В 1998 году компания 3dfx представила графический процессор Voodoo2, среди прочих нововведений которого была технология SLI (англ. Scan Line Interleave - чередование строчек), которая предполагала совместную работу двух чипов Voodoo2 над формированием изображения. С технологией SLI могли работать даже карты различных производителей, а также карты с разным объёмом памяти. SLI-система позволяла работать с разрешением до 1024x768, что в то время казалось невероятным. Недостатками SLI от 3dfx были высокая стоимость ускорителей ($600) и большое тепловыделение. Однако вскоре видеокарты переходят с шины PCI на более быстрый выделенный графический AGP-порт. Так как на материнских платах этот порт был только один, то выпуск видеокарт с поддержкой SLI на время прекратился.

В 2000 году с выпуском нового чипа VSA-100 3dfx удалось реализовать SLI на AGP, но на этот раз в рамках одной платы, на которой размещались два или четыре таких чипа.

Однако платы на базе SLI-системы обладали большим энергопотреблением и выходили из строя из-за проблем с электропитанием. На весь мир плат Voodoo5 6000 было продано около 200 штук, причем реально рабочими из них оказались лишь 100. Столь неудачное продвижение многообещающего ускорителя, в который были вложены очень большие средства, привели фактически к банкротству компании. В 2001 году NVIDIA покупает 3dfx за 110 млн. долларов.

В 2004 году с выходом первых решений на базе новой шины PCI Express NVIDIA объявляет о поддержке в своих продуктах технологии мультичиповой обработки данных SLI, которая расшифровывается уже по-другому - Scalable Link Interface (масштабируемый интерфейс).

Поначалу продвижение технологии SLI шло не очень гладко, в первую очередь из-за постоянно выявляемых недоработок в драйверах, а также из-за необходимости «затачивать» их под каждое конкретное приложение, а иначе игрок не получал никакой пользы от покупки пары ускорителей. Но сменялись поколения ускорителей, дорабатывались драйвера, расширялся список поддерживаемых игр. И вот, в конце 2007 года была введена в эксплуатацию технология Triple SLI, позволяющая объединять в связке 3 видеокарты NVIDIA:

Производитель обещает прирост производительности до 250% по сравнению с одиночным чипом. Но и это не стало пределом, сейчас на очереди уже Quad SLI, позволяющая заставить работать над визуализацией игровой сцены уже 4 GPU, правда, в составе пары двухчиповых видеокарт.

Алгоритмы построения изображений

Split Frame Rendering

Схема алгоритма Split Frame Rendering

Это часто используемый режим, когда изображение разбивается на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке. Каждая часть изображения обрабатывается одной видеокартой полностью, включая геометрическую и пиксельную составляющие. (Аналог в CrossFire - алгоритм Scissor )

Алгоритм Split Frame Rendering легко масштабируется на 3, 4, а в будущем, возможно, и на большее чило графических процессоров.

Alternate Frame Rendering

Схема алгоритма Alternate Frame Rendering

Обработка кадров происходит поочередно: одна видеокарта обрабатывает только четные кадры, а вторая - только нечетные. Однако у этого алгоритма есть недостаток. Дело в том, что один кадр может быть простым, а другой сложным для обработки. К тому же этот алгоритм, запатентован ATI во время выпуска двухчиповой видеокарты.

В технологии Quad SLI используется и гибридный режим, который объединяет в себе SFR и AFR.

SLI AA (Anti Aliasing), SLI FSAA (Full Scene Anti Aliasing)

Данный алгоритм нацелен на повышение качества изображения. Одна и та же картинка генерируется на всех видеокартах с разными шаблонами сглаживания. Видеокарта производит сглаживание кадра с некоторым шагом относительно изображения другой видеокарты. Затем полученные изображения смешиваются и выводятся. Таким образом, достигается максимальные четкость и детализация изображения. Доступны следующие режимы сглаживания: 8x, 10x, 12x, 14x, 16x и 32x. (Аналог в CrossFire - SuperAA )

Принципы построения

Для построения компьютера на основе SLI необходимо иметь:

  • материнскую плату с двумя и более разъемами PCI Express, поддерживающую технологию SLI (как правило, в названии материнской платы присутствует слово SLI).
  • Достаточно мощный блок питания (обычно рекомендуется от 550 Вт);
  • видеокарты GeForce 6/7/8/9/GTX или Quadro FX с шиной PCI Express;
  • мост, объединяющий видеокарты.

При этом отметим, что поддержка чипсетов для работы со SLI осуществляется программно, а не аппаратно. Но видеокарты должны принадлежать к одному классу, при этом версия BIOS плат и их производитель значения не имеют.

На данный момент, технология SLI поддерживается следующими операционными системами:

  • Windows XP 32-bit
  • Windows XP 64-bit
  • Windows Vista 32-bit
  • Windows Vista 64-bit
  • Linux 32-bit
  • Linux 64-bit (AMD-64/EM64T)

SLI-систему можно организовать двумя способами:

  • С помощью специального мостика;
  • Программным путем.

В последнем случае нагрузка на шину PCIe возрастает, что плохо сказывается на производительности, поэтому широкого распространения этот способ не получил. Такой режим может быть использован только с относительно слабыми ускорителями.

Если мост SLI не установлен, то драйвер выдаёт предупреждение, что режим SLI будет работать не в полную силу.

Например, вот так может выглядеть специальный мостик для соединения видеокарт, если он выполнен на текстолите. Кроме того сейчас получили распространение и гибкие мосты, как более дешевые в производстве. Но для активации технологии 3-Way SLI используется пока только жесткий специальный мост, который фактически вмещает в себя три обычных в «кольцевом» режиме.

Как было сказано выше, популяризируется и система Quad SLI. Она предполагает объединение в единую систему двух двухчиповых плат. Таким образом, получается, что в построении изображения участвуют 4 чипа, однако это пока удел заядлых энтузиастов и для обычных пользователей практического значения не имеет.

Для простого пользователя важно другое, то, ради чего собственно и задумывалась данная технология. Покупая материнскую плату с поддержкой SLI, вы делаете хороший задел для модернизации ПК в будущем, так как она предоставляет возможность добавления еще одной видеокарты. Никакой другой способ «апгрейда», кроме полной смены системы, даже близко не дает тот прирост игровой производительности, который обеспечивает вторая видеокарта.

Выглядит это приблизительно так. Вы покупаете хороший ПК с хорошей современной видеокартой. Спокойно играете в современные игры, но через год-полтора ваша система уже не может удовлетворить Вас качеством изображения и скоростью в последних играх. Тогда Вы вместо замены старой видеокарты (или даже всего ПК) просто добавляете еще одну и получаете почти удвоенную мощность видеосистемы.

Однако, так просто звучит все в теории. А вот на практике пользователю придется столкнуться с множеством трудностей.

Первая – это сами игры и приложения. От страшного слова «оптимизация» никто еще не придумал лекарства – да, не только драйверы, но и игры должны быть оптимизированы для технологии SLI, чтобы корректно с ней работать. NVIDIA заявляет, что технология SLI поддерживает «самый длинный список игр ». Если интересующей вас игры нет в списке, компания предлагает создать собственный профиль настроек для нее.

К сожалению, все еще остается очень много игр, не совместимых с SLI, и создание профиля никак это не исправляет. Выход один – ждать патчей от разработчиков игр и новых драйверов от компании NVIDIA. Однако к этим играм относятся в основном старые, с которыми без проблем справляется и одиночная современная видеокарта, или мало популярные, которые подавляющему большинству игроков не интересны вследствие плохой «играбельности». А вот новые мощные игры уже заранее предусматривают использование двух видеокарт. К примеру, в игре Call of Duty 4 в разделе настроек графики есть вполне конкретный переключатель.

О включении функции SLI Вы можете узнать по специальным индикаторам прямо в игре, при соответствующей «тестовой» настройке драйвера.

Если на экране монитора Вы видите горизонтальные или вертикальные зеленые полосы, это означает, что режим «Показывать визуальные индикаторы SLI» включен в панели управления NVIDIA Display. При включении этой опции можно увидеть, как распределяется графическая нагрузка на GPU, а названия SLI компонентов в Вашей системе будут изменены: SLI для двух GPU будет назван “SLI”, название 3-way NVIDIA SLI будет заменено на “SLI x3”, а Quad SLI будет назван “Quad SLI”. Для игр, при визуализации которых используется технология Alternate Frame Rendering (AFR), вертикальная зеленая полоса будет расти либо уменьшаться в зависимости от масштаба расширения. Для игр, при визуализации которых используется технология Split-Frame Rendering (SFR), горизонтальная зеленая полоса будет подниматься и опускаться, показывая, как распределяется нагрузка между всеми GPU. Если уровень детализации верхней и нижней половины экрана одинаков, то горизонтальная полоса будет находиться близко к середине. Для того чтобы включить или отключить эту возможность, просто откройте панель управления NVIDIA и выберите «Настройки 3D».

Второй распространенной проблемой вычислений несколькими графическими чипами является синхронизация последних. Как было сказано выше, метод рендеринга AFR имеет одну особенность: один кадр может быть простым, а другой сложным для обработки. При большой разности в сложности обработки кадра одна видеокарта может намного быстрей его обработать, чем вторая. Это приводит к «микролагам» – маленькие задержки изображения, как бы рывки, но при этом общее число FPS выглядит комфортным. Такой эффект появляется довольно редко, но вот как бороться с ним не знают даже разработчики. Для пользователя есть простой выход – в играх, где наблюдаются «микролаги» с методом AFR переходить на метод SFR, указав его в профиле игры.

В режиме SFR дисплей разбит на две части. Первая карта выдаёт верхнюю часть картинки, а вторая - нижнюю. Благодаря динамической балансировке нагрузки драйвер равномерно распределяет нагрузку между двумя картами.

Третья проблема – это процессор. Дело в том, что при использовании нескольких видеоадаптеров нагрузка на процессор возрастает не только за счет использования тяжелых графических режимов, но и за счет синхронизации видеочипов. Поэтому, для того, чтобы раскрыть весь потенциал связки из нескольких видеокарт вам потребуется мощный процессор. Хотя на сегодняшний день это уже не такой острый вопрос, как пару лет назад.

Дополнительные функции новой технологии

Новое поколение материнских плат и видеокарт с поддержкой SLI предоставляют пользователям намного больше функций, чем обычное ускорение трехмерной графики.

Hybrid SLI предусматривает более рациональное использование режима совместного использования графического ядра, встроенного в чипсет, и дискретной видеокарты.

Технология состоит из двух частей: GeForce Boost и HybridPower .

Первая будет задействована в приложениях, интенсивно работающих с 3D-графикой. С GeForce Boost часть расчетов трёхмерной сцены возьмет на себя ускоритель, интегрированный в набор системной логики, что даст заметную прибавку в производительности тем системам, где установлен не самый быстрый дискретный адаптер, например GeForce 8500 GT или GeForce 8400 GS.

HybridPower же, напротив, позволит использовать встроенную графику, отключая внешний ускоритель, когда пользователь работает в интернет, офисных приложениях или смотрит видео. Наибольшую выгоду, по словам NVIDIA, от данной технологии получат владельцы ноутбуков с выделенной видеокартой, время автономной работы которых заметно возрастет.

В настоящее время Hybrid SLI поддерживается: настольными GPU GeForce 8500 GT и GeForce 8400 GS для организации GeForce Boost; производительными GeForce GTX 280, GeForce 9800 GX2, GeForce GTX 260, GeForce 9800 GTX+, GeForce 9800 GTX и GeForce 9800 GT в режиме HybridPower; а также системными платами для процессоров AMD на nForce 780a, nForce 750a, nForce 730a (только функция GeForce Boost) со встроенным графическим ускорителем GeForce 8200.

Как видно, экономия электроэнергии может достигать впечатляющих значений.

Очень полезная функция и для оверклокеров, так как она кроме экономии электроэнергии позволяет основной видеокарте «отдохнуть» в момент простоя и продлить ее срок службы, особенно если используется экстремальный разгон.

Еще одной полезной дополнительной особенностью SLI-связки является возможность использования до 4-х мониторов одновременно.

Практическое применение

Мы уже неоднократно тестировали различные видеокарты в режиме SLI. Давайте попробуем немного обобщить полученную информацию.

При подготовке статьи использовалась информация с официального сайта NVIDIA и свободной энциклопедии Wikipedia .

Статья прочитана 30384 раз(а)

Подписаться на наши каналы

AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.

SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.

SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.


Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 , GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).

У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.

Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.


После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.

Здравствуйте, сегодня мы поговорим о видеокартах Nvidia работающих в режиме SLI, а именно об их проблемах и способах их решения, но сначала разберемся, что такое режим SLI. Nvidia SLI – это технология, которая позволяет использовать несколько видеокарт одновременно и при этом существенно повысить производительность системы. Одним из основных требований является использование одинакового графического процессора на используемых видеокартах. Ниже будут перечислены более детальные требования для построения компьютера, который будет работать с данной технологией.

  1. Материнская плата должны иметь два или более разъемов, которые поддерживают данную технологию;
  2. Хороший блок питания, который сможет обеспечить питанием нашу систему (блоки SLI-Ready являются рекомендуемыми);
  3. Видеокарты, которые поддерживают данную технологию;
  4. Мост, которым можно объединить видеокарты;
  5. Процессор с высокой тактовой частотой, который сможет раскрыть потенциал видеокарт, чтобы не возникало падение кадровой частоты и производительности в целом.

С вышеперечисленного выходит, что построение NVIDIA SLI не является чем-то недостижимым, а наоборот практически ни чем не отличается от сборки обычного домашнего компьютера.

Проблемы

Ну что ж, выше была изложена информация, зачем нужен SLI, его плюсы, а теперь переходим к проблемам и их решению.

  • Первая проблема это зависимость от драйверов, драйвера нужно обновлять очень часто, поскольку вносятся серьезные изменения и выходят оптимизации под конкретные игры либо приложения;
  • Вторая проблема заключается в том, что не все игры/приложения поддерживают данную технологию и в некоторых играх/приложениях нужно заставлять работать именно несколько Ваших видеокарт;
  • Третья проблема данной технологии в тех же обновлениях, поскольку при каждом обновлении драйвера нужно проводить некоторые манипуляции, чтобы работали все видеокарты, а это не всякий раз удобно и не все обладатели данной технологии готовы «рыться» в настройках и разбираться со своими проблемами.

Решение проблем:

  1. Первая проблема решается достаточно просто. Скачиваем утилиту с официального сайта NVIDIA GeForce Experience, регистрируемся для использования данной программы, заходим на свой аккаунт, и кликаем кнопкой мышки «Проверить наличие обновлений». Если найдется более свежий драйвер, то он будет скачан, и Вам предложат его установить.
  2. Вторая проблема не всегда решаемая, поскольку не все производители приложений оптимизируют свои приложения под данную технологию, но все же можно попробовать исправить проблемы с производительностью некоторыми несложными манипуляциями в настройках самого драйвера под Вашу систему SLI.

Ниже представлю Вам пример настройки игры The Sims 2, которая по умолчанию не оптимизирована под режим SLI.

Открываем «Панель управления Nvidia» — управление параметрами 3D – программные настройки и нажимаем на кнопку «Добавить» — указываем путь к файлу, который запускает нашу игру - смотрим на второй раздел «Укажите настройки для этой программы» — режим рендеринга SLI, если есть «Nvidia рекомендует (SLI)», то выбираем данный пункт, если нет, то выбираем «Выполнять альтернативное построение кадров 2».



Нам нужно еще настроить управление электропитанием, а для этого идем в «Режим управления электропитанием» и выбираем пункт «Предпочтителен режим максимальной производительности ».

Совсем недавно мы рассказывали про одного китайского экспериментатора, который смог создать так называемый SLI-патч , позволяющий добиться совместной работы двух графических адаптеров NVIDIA при использовании плат на базе Intel P45/X38/X48. Однако прошло время, и "рабочий инструмент" так в руки никто и не получил. Более того, тестирование проходило в режиме восстановления службы каталогов, а не в обычном режиме работы операционной системы. Хотим сообщить, что ограничение на работу нескольких видеокарт NVIDIA в режиме SLI только с официально сертифицированными чипсетами удалось обойти. И на этот раз, в отличие от экспериментов китайского энтузиаста, модификация широко доступна всем желающим. Человек под ником Sveetsnelda на форумах techPowerUp! смог внести исправления в драйвер ForceWare и свою операционную систему, чтобы добиться активации SLI. После первых успехов наш соотечественник Илья Цеменко "TiN" получил все необходимые файлы для самостоятельной модификации и провел независимое тестирование. На данный момент модифицированный драйвер уже успешно испытан на системах с чипсетами Intel P45 (ASUS Maximus II Formula и две видеокарты 9800GTX+), Intel P965 (ASUS P5B Deluxe и два ускориеля 6600LE), а также благодаря оверклокеру DeDaL, и на платформе Intel X48 c парой видеокарт GeForce 260 GTX. Но это только начало, все прежние ограничения по чипсетам устранены, и по мере тестирования энтузиастами количество SLI-систем значительно возрастет.

Все это стало возможным благодаря появлению упрощенной процедуры проверки с анонсом поддержки SLI на платформе Intel X58. Суть модификации сводится к принудительному возврату имени чипсета "Intel X58" на запрос видеодрайвера, а также наличии правильного сертификата в системных таблицах ACPI, которые загружаются из BIOS. Во время практических экспериментов удалось выяснить процедуру проверки и принцип построения правильных сертификатов, используемых для платформы Intel Х58. Сейчас только установки исправленного драйвера недостаточно для активации SLI, необходимо также вручную добавлять сертификат в таблицы конфигурации ACPI. На данный момент все сертификаты связаны с именем производителя материнской платы и проверяются драйвером на корректность. К примеру, для любых материнских плат ASUS можно использовать только сертификат от плат на базе Intel X58 производства ASUS. Подробное описание самого метода включения SLI, детальные инструкции и руководство к действиям, а также все необходимые инструменты и модифицированный драйвер уже подготовлены и доступны публично для всех по этой ссылке .

Чтобы проверить работает ли технология на практике, был проведен ряд традиционных тестов в пакетах 3DMark и Aquamark. Запустив тест по одному разу, были получены результаты с использованием материнской платы ASUS P5B Deluxe (чипсет Intel P965), двух видеокарт GeForce 6600 LE и процессора Intel Core 2 Quad Q6700. Для сравнения были использованы результаты тестов системы с одной экстремально разогнанной видеокартой 6600LE на той же материнской плате, с процессором Intel Core 2 Extreme QX9650, который работал на частоте 4,2 ГГц. Данная система уже известна по материалу о Франкенштейне . Для наглядности процентный прирост производительности отображен в одном графике.

Сейчас ведутся работы по устранению проверки наличия сертификата в таблицах ACPI. Может быть, через несколько дней появится возможность просто установить модифицированный драйвер без необходимости доработки со стороны пользователя. Кроме того, получить необходимый драйвер под операционные системы Vista/Windows 7 теперь не составит трудностей, и энтузиасты уже работают над этим. Материалы

Прежде чем описать модификацию, отметим что данный способ проверен детально на следующих системах:

Intel P965 (ASUS P5B Deluxe) + 2 x GeForce 6600LE by xDevs.com
Intel P45 (ASUS MAXIMUS II Formula) + 2 x GeForce 9800GTX + by sveetsnelda
Intel X48 (Gigabyte X48T-DQ6) + 2 x GeForce GTX 260 216sp by DeDaL
Intel X48 (ASUS P5E64WS Evolution) + 2 x GeForce 7900GS by Xtremelabs.org
Intel X38 (ABIT IX38QuadGT) + 2 x GeForce GTX 260 by TheWolf
Intel P55 (ASUS MAXIMUS III Formula) + 2 x GeForce 6600LE by xDevs.com
Intel P45 (ASUS P5Q Deluxe) + 2 x GeForce GTX 285 by Death or Glory
Intel X48 (ASUS Rampage Extreme) + 2 x GeForce 6800Ultra by Turrican
Intel P45 (Gigabyte EP45-UD3P) + 2 x GeForce 8800GT (Win7 32bit)
Intel P45 (Gigabyte EP45-DS4) + 2 x GeForce GTX 260 by cxghjcqr
Intel P965 (Gigabyte P965-DQ6) + 2 x GeForce 6600LE by TiN
Intel X48 (DFI LP LT X48) + 2 x GeForce 7900GS by TiN
Intel X48 (ASUS Rampage Formula) + 2 x GeForce 9800GTX by Ghostleader
AMD 790X (Gigabyte GA-MA790X-UD4P) by akula
AMD 790X (DFI LP DK 790FXB-M2RS) + 2 x GeForce 9800GT by aGeoM
Intel P35 (Abit IP35ProXE) + 2 x GeForce GTX 260 (192sp + 216sp) by TheWolf
Intel 5520 (Supermicro X8DAH+) + 2 x Quadro FX 4800 (GT200GL) on Windows 2008 R2 by derGhostrider
AMD 790FX (ASUS Crosshair III Formula) + 2 x GeForce 9800GT by aGeoM

Несмотря на небольшой (пока) список - модификация позволяет запускать SLI на ЛЮБОМ чипсете, а не только Intel. Просто пока желающих попробовать SLI владельцев двух или больше видеокарт NVIDIA с другими чипсетами нет. Но технически SLI можно включить даже на мат.платах с чипсетом AMD, лишь бы слоты PCI-Express имелись в нужном количестве.

Способ успешно испытан и реализован на операционных системах:

Microsoft Windows XP 32 бит
Microsoft Windows Vista/7 32 бит
Microsoft Windows Vista/7 64 бит

Теперь объединение нескольких видеокарт NVIDIA в режиме SLI возможно сделать на любых материнских платах. Это стало реальностью благодаря появлению упрощенной процедуры проверки, которая реализована для поддержки SLI на платформе Intel X58. Описанная ниже технология в статье и модифицированный драйвер успешно испытаны на системах с чипсетами Intel P45 (ASUS Maximus II Formula + 2 x 9800GTX+, XP) и Intel P965 (ASUS P5B Deluxe + 2 x 6600LE, XP), однако ограничений на поддержку чипсетов нет, поэтому в скором будущем список проверенных чипсетов будет пополняться, по мере тестирования энтузиастами.

зашифрованные список «разрешенных» в драйвере NVIDIA. В случае же «постороннего» Intel X58, была разработана упрощенная схема проверки на совместимость, которая использует текстовые строки-идентификаторы, или иначе сертификаты SLIC для всех X58-плат.

Суть модификации заключается в принудительном указании видеодрайверу NVIDIA идентификации чипсета «Intel X58», вне зависимости от того, какой на самом деле набор логики используется в железе. Получив идентификацию X58, видеодрайвер проверяет наличие правильного сертификата совместимости со SLI, который должен находится в системных таблицах ACPI. Изначально данные таблицы загружаются из BIOS компьютера, но в дальнейшем используется запись в реестре Windows.

На текущем этапе установки только исправленного драйвера с подмененным определителем чипсета недостаточно для активации SLI, необходимо также вручную внести подходящий сертификат в таблицы конфигурации ACPI . К счастью, для внесения изменений не обязательно корректировать BIOS и подвергать риску материнскую плату лишними перепрошивками. Воспользуемся способом проще, благодаря хранению нужной нам таблицы DSDT в реестре Windows. На данный момент все сертификаты связаны с именем производителя материнской платы, и проверяются драйвером на корректность. Это значит, что для материнских плат ASUS (любых моделей) можно использовать только сертификат от плат на базе X58 производства ASUS, например Rampage III Extreme. Для плат EVGA – аналогично от EVGA Classified.

Для работы понадобится две утилиты: Intel ASL Optimizing Compiler и Microsoft ASL 3.0

Вся процедура добавления сертификата для операционной системы Windows XP 32бит выглядит примерно так:

Процедура добавления SLI-сертификата X58 для платы Gigabyte P965-DQ6.

Шаг 0.
Проверяем наличие платы нашего производителя (Gigabyte) Х58 в списке сертификатов ниже. Используем строку «» в данном случае.

Шаг 1. Считываем таблицу ACPI из реестра Windows и дизассемблируем. Для этого создаем директорию c:/ACPI и копируем в нее утилиты IASL и ASL 3.0. В командной строке запускаем iasl –g. Если все прошло успешно, будет выведено примерно следующее:

Интересующая нас таблица дизассемблирована и хранится в файле dsdt_GBTUACPI.dsl. Открываем данный файл любым текстовым редактором.

Шаг 2. Вставляем сертификат в таблицу. Суть правки сводится к поиску блока аналогичного:

Scope(\_SB_)
{
Различный не интересующий нас код
}

И вставке блока с сертификатом сразу же после этого блока. На нашем примере это выглядит так:

Оригинальный файл

Device (\_SB.PCI0.EXPL)
{
Не интересующий нас код….
}
}
}
}

Файл с добавленным сертификатом.

Device (\_SB.PCI0.EXPL)
{
Не интересующий нас код….
}

Scope (\_SB.PCI0)
{
Name (SLIC, Buffer (0x9E)
{
"987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for GIGABYTE GA EX58-UD38432-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)"
})
Device (WMI1)
{
Name (_HID, "pnp0c14")
Name (_UID, "MXM2")
Name (_WDG, Buffer (0x14)
{
/* 0000 */ 0x3C, 0x5C, 0xCB, 0xF6, 0xAE, 0x9C, 0xBD, 0x4E,
/* 0008 */ 0xB5, 0x77, 0x93, 0x1E, 0xA3, 0x2A, 0x2C, 0xC0,
/* 0010 */ 0x4D, 0x58, 0x01, 0x02
})
Method (WMMX, 3, NotSerialized)
{
CreateDWordField (Arg2, 0x00, FUNC)
If (LEqual (FUNC, 0x41494C53))
{
Return (\_SB.PCI0.SLIC)
}

Return (0x00)
}
}
}

Сохраняем итоговый текстовый файл с таблицей и добавленным сертификатом под именем sli.dsl.

Шаг 3.
Компилируем итоговую таблицу в бинарный файл. Для этого воспользуемся утилитой Microsoft ASL 3.0, ссылку на которую приводили раньше.

В случае успешной компиляции в папке появится файл DSDL.aml, в котором уже будет встроена строка сертификата. Это можно увидеть с помощью любой утилиты просмотра файлов, строка не зашифрована.

Шаг 4. Загружаем измененную таблицу DSDT в реестр компьютера.

Шаг 5. Перезагружаем систему, и в случае успешной загрузки инсталлируем модифицированный драйвер, как обычно. Если все прошло правильно, ваша система сразу же рапортует о наличии поддержки SLI и драйвер активирует вкладку с управлением SLI. Если из-за какой-то ошибки система не загружается, либо выдает ошибки и синие экраны, при загрузке нажмите F8 и укажите «Загрузить последнюю рабочую конфигурацию».

Если нужно вернуть оригинальное состояние таблицы DSDT, отменив все изменения, воспользуйтесь командой asl /localtable DSDT.aml -d

Аналогичный принцип и для платы ASUS P5B Deluxe. Остановимся лишь на отличиях.

Шаг 0. Используем строку «987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for ASUS RAMPAGE II EXT 3287-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)».
Шаг 1 . Считываем таблицы из реестра и дизассемблируем с помощью iasl –g. Итоговое имя файла dsdt_A0483035.dsl.
Шаг 2. Ищем блок _SB и сразу после него вставляем SLIC блок.
Шаг 3. Компилируем файл с помощь команды asl dsdt_A0483035.dsl, получаем DSDT.aml
Шаг 4 . Загружаем asl.exe /loadtable DSDT.aml
Шаг 5 . Перезагружаемся, и устанавливаем модифицированный драйвер.

Несмотря на кажущуюся сложность, все эти шаги выполняются за 5 минут с перерывом на чай, ничего сложного в процедуре нет, главное сделать все внимательно и без ошибок. Отметим, что данные операции взаимодействуют с аппаратным обеспечением ПК на низком уровне, поэтому в случае выхода вашего ПК из строя, потери данных, либо любых иных негативных явлениях ответственность лежит только на вас. Все операции представлены в ознакомительных целях, и никто кроме вас ответственности за возможные убытки не несет.

Впрочем, на различных системах никаких проблем мы не заметили, все проходило без единой ошибки.

А теперь результаты после модификаций, и активации SLI в популярных бенчмарках

P5B Deluxe (чипсет Intel 965) + две видеокарты GeForce 6600LE в SLI:

3D"03: одна видеокарта, QX9650 @ 4200MHz, 6600LE DDR3 660/670: 10044
3D"03: две видеокарты в SLI, Q6700 @ 3000MHz, 6600LE DDR3 580/522: 11087
3D"05: одна видеокарта, QX9650 @ 4213MHz, 6600LE DDR3 646/660: 3729
3D"05: две видеокарты в SLI, Q6700 @ 3000MHz, 6600LE DDR3 580/522: 4975
3D"06: одна видеокарта, Q6700 @ 3600MHz, 6600LE DDR3 580/585: 1510
3D"06: две видеокарты в SLI, Q6700 @ 3000MHz, 6600LE DDR3 580/522: 1808
Aqua: одна видеокарта, QX9650 @ 4200MHz, 6600LE DDR3 670/670: 71435
Aqua: две видеокарты в SLI, Q6700 @ 3000MHz, 6600LE DDR3 580/522: 88185

Детальное описание процедуры для более востребованных и современных ОС Windows 7 и Windows Vista 32 бит и 64 бит вариантов также будет описано здесь в ближайшие дни.

А пока скриншоты подверждающие работоспособность способа и для них:

987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for GIGABYTE GA EX58-UD38432-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for ASUS RAMPAGE II EXT 3287-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for ASUS P6T Deluxe 0101-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for GIGABYTE GA EX58-UD38432-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for GIGABYTE GA EX58UD4P3287-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for DFI LP UT X58 T3EH8 0101-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for MSI X58 PLATINUM 0101-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)
987134512781Genuine NVIDIA Certified SLI Ready Motherboard for FOXCONN BLOODRAGE 3287-Copyright 2008 NVIDIA Corporation All Rights Reserved-765289891023(R)

На данный момент ведутся работы по устранению проверки наличие сертификата в таблицах ACPI, поэтому возможно уже через несколько дней вся эта процедура не потребуется, достаточно будет установить только исправленный драйвер.

Обновлено:

Уже реализована возможность активации SLI на оригинальных немодифицированных драйверах Forceware любых версий, которые поддерживают SLI на X58. Это возможно после патча системной библиотеки ОС на следующие версии:

Оригинальный файл в директории /windows/system32 необходимо заменить исправленным. После этого чипсет в системе будет всегда идентифицироваться как X58, вне зависимости от драйверов. Это рапортует и утилита CPU-Z

Пример использования оригинального драйвера Forceware 185.85 WHQL в системе XP 32 бит, с измененным HAL.dll, и парой видеокарт GeForce 6600LE.

Необходимость наличия SLIC сертификата в таблицах ACPI по прежнему имеется.

Обновлено:

Модифицированный драйвер Forceware 190.62 (Windows XP 32 bit) доступен для скачивания:
http://www.xdevs.com/sli/Forceware_XP32_19062_SLImod.rar - 79 Мбайт

Модифицированный файл для драйвера Forceware 190.62 (Windows XP 32 bit) с принудительным использованием сертификата ASUS:
http://www.xdevs.com/sli/nv4_mini_rev2asus.rar - 2.1 Мбай
т - для данного драйвера нужно использовать сертификат ASUS, вне зависимости от реального производителя материнской платы. Это позволит включать SLI даже на платах производителей, у которых нет Х58-решений.

Модифицированный файл для драйвера Forceware 190.62 (Windows Vista/7 32 bit) доступен для скачивания:
http://www.xdevs.com/sli/nvlddmkm.rar - 2.6 Мбайт

Модифицированный файл для Forceware 190.62 (Windows Vista/7 64 bit):
http://www.xdevs.com/sli/nvlddmkm-64bit_rev_2.rar - 3 Мбайт

Модифицированный файл HAL.DLL для Windows XP 32 bit:
http://www.xdevs.com/sli/hal.dll - 130 КБ
- скопировать в папку /%windows%/system32, сохранив оригнал.

Теперь, когда понятен принцип, найти аналогичные участки кода и модифицировать в любых современных драйверах, до выхода новых методов защиты у NVIDIA – дело техники и времени.

Этот материал был бы невозможен без участия: